Штат Кинтана-Роо, граничащий с Белизом, Юкатаном и Кампече, – один из наиболее посещаемых регионов Мексики. Предки майя поселились здесь более 5000 лет назад, и памятники их цивилизаций составляют бесценный вклад во всемирное наследие человечества наравне с древним языческим представлением о мироздании и фольклором.
Легенда возникновения алушей.
Майя верили в существование крошечных существ, алушей, которые походили на гномов, эльфов или карликов. Это невидимые духи, обитающие в пещерах, полях, камнях и лесах и принимающие иногда человеческий облик, чтобы напугать людей, украсть скот или детей. Они растут ночью при луне из глины, и вся их жизнь – непрерывная игра, они любят плескаться в воде, бегать по полям, всегда улыбаются и смущают людей своими выходками.
Согласно легендам, алуши старше народа майя, это те существа, которые выстроили большие майянские города. Они работали очень быстро в темноте при лунном свете, пока не вышло солнце, а когда это случилось, эльфы окаменели, поэтому их можно видеть в каменной резьбе древних пирамид.
Крестьяне Кинтана-Роо верят в то, что можно услышать звук, похожий на свист, идущий с гор, который издают эти эльфы. Свист означает, что духу нужно предложить что-то съесть и выпить. Традиционно это посоль, густой напиток из какао и кукурузы, мед, а также сигареты. Когда фермеры начинают полевые работы, им необходимо завлечь алушей, чтобы те защищали поля от воров, хищников, вредителей и злых ветров, поэтому для них строятся домики. По истечении семи лет домик нужно запереть вместе с алушем, иначе он выйдет и начнет озорничать и совершать всякие проделки.
Церемония приношения жертвы алушам.
Церемония для защиты полей включает несколько этапов. Священнослужитель должен заколоть жертвенную птицу – индеек, куриц и петухов, а затем приготовить двенадцать чаш напитка сака и одну с бальче. Далее с мольбами готовится специальный кукурузный хлеб «сапос», который заворачивается в банановые листья. Приготовленная пища распределяется по большим сосудам и начинается основная церемония, в которой женщины не участвуют, поскольку могут осквернить ритуал «грязным» воздухом менструации. Участники церемонии молятся богам предков, а затем продукты раздаются всем, кто просит, независимо от социального статуса.
История про пирамиду для алушей под мостом в Канкуне.
Современные потомки майя иногда рассказывают, как алуши мешали строительству моста Канкун-Нисук, ведущего в международный аэропорт. Этот мост строился в 1990 году, и на разных этапах архитекторы и строители сталкивались с множеством проблем, начиная от получения разрешения на строительство.