Территория штата Пуэбла была заселена людьми одной из первых в современной Мексике. Ее население составляли миштеки, ольмеки, тольтеки, ацтеки, тотонаки, науа и некоторые другие народы, оставившие после себя большое количество археологических памятников и народных сказаний о событиях доиспанской эпохи.
Легенда о любви «Попокатепетль и Истаксиуатль»
В ряду легенд Пуэблы первое место занимает предание о том, как появились вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль – наивысшие пики штата. Истаксиуатль была принцессой науа и дочерью касика Тесосомока, влюбленной в воина своего отца, Попокатепетля. Отец разрешил ей выйти замуж только после того, как тот вернется с победой из Оахаки и принесет голову его злейшего врага, вождя сапотеков. Касик намеренно отправил Попокатепетля с этой миссией, он считал подобную задачу невыполнимой для одного человека, а своего воина – недостойным руки принцессы. В отсутствие любимого Истаксиуатль получила известие, что тот погиб, и тогда девушка покончила с собой.
Однако Попокатепетль был жив, он вернулся с победой. Войдя в покои возлюбленной, он взял на руки ее холодное тело и унес на вершину пирамиды, воздвигнутой для принцессы. Сам же взобрался на вершину другой пирамиды, которая была несколько выше, чтобы вечно любоваться красотой девушки. Тесосомок, проснувшись на следующий день, из окна увидел на месте пирамид два вулкана, покоящихся под вечными снегами. Название Истаксиуатль на языке науа означает «Белая Женщина», а Попокатепетль – «Курящаяся Гора».
Легенда о появлении традиционного блюда штата «Моле поблано»
Моле поблано – традиционное блюдо штата. Оно было известно древним ацтекам, но рецепт доиспанской эпохи не включал шоколад и в целом отличался от современного. В XVII веке в Пуэблу был прислан епископ Хуан-де-Палафокс, который должен был познакомиться со своей епархией и объехать монастыри. Главным поваром монастыря Санта-Роса был Паскуаль, который готовился к приезду владыки очень тщательно, поэтому нервничал и ругался с младшими поварами. Сочные индейки для епископа были уже почти готовы, когда Паскуаль, отчитывающий помощников и не видящий ничего вокруг, наткнулся на сковороду и просыпал в блюдо куски шоколада, чили и прочие острые специи. Времени на приготовление чего-то нового уже не было, и Паскуаль начал молиться со всей силой своей веры, чтобы еда понравилась владыке. Так и случилось: каждый, кто попробовал удивительное блюдо, начал его хвалить, а кулинария Пуэблы пополнилась новым шедевром.
С именем епископа Палафокса связано еще одно предание. В 1646 году он открыл первую публичную библиотеку Мексики, пожертвовав для нее свою коллекцию. По легенде книги этого собрания во времена колонии служили для сокрытия подземных тоннелей, связывавших библиотеку с Кафедральным собором Пуэблы.
Легенда о «хороших и плохих «ветрах
Согласно легенде науа, индейцы очень боятся ветров. По их градации есть «хорошие» ветра и «плохие», те, что могут проникнуть в человека, унести его душу и бросить ее в любом месте. Обычно они обитают возле колодцев, оврагов, родников, на холмах. Во время празднования Карнавала тоже появляется один ветер, не такой уж и злой, но которому нравится отвлекать исполнителей танца «старичков». Индейские шаманы способны вызывать злые ветры, чтобы погубить ненавистного человека. Обычно это делается на перекрестках дорог, которые считаются входом в подземный мир. Проститутки и женщины легкого поведения также их вызывают, чем подвергают опасности детей и мужчин – у тех появляются болезни глаз.