Территория штата Сан-Луис-Потоси лежит в центре Мексиканского нагорья. Издавна ее населяли воинственные племена чичимеков, уаштеков, отоми и ацтеков, занимавшихся охотой и собирательством. В колониальную эпоху в регионе были обнаружены богатейшие залежи серебра и золота, что способствовало экономическому разрыву между владельцами шахт и коренным населением и привело к массовым восстаниям.
Легенда о возникновении холмов, Змее и Вороне
Схватки между испанцами и индейцами происходили на рубеже XVI-XVII веков. Конкистадоры были уже в Серро-де-Сан-Педро и знали про золото, жестоко убивали индейцев, предполагая, что Церковь должна спасти их души, и реализуя свои амбиции владеть богатствами. Племена решили объединиться, чтобы положить конец зверствам завоевателей. Вся надежда возлагалась на природные силы, вызванные мудрыми шаманами. Колдуны встречались в течение трех лун, и в день, когда на небе взошла красная октябрьская луна, появилась огромная Змея с семью головами и огненными глазами. На рассвете в небо поднялся большой черный Ворон, который полетел на юг, и Змея последовала за ним, как за путеводной звездой. Испанская армия вышла навстречу Змее, полагая, что это индейский розыгрыш в попытке изгнать солдат с золотоносных жил.
Однако когда завоеватели поняли, что монстр реален, то обезумели от страха. Они долго боролись со Змеей, и лишь немногие выжили. Ворон же полетел в соседнее селение к монахам-иезуитам, присланным для обращения индейцев в католическую веру. Один из монахов пал ниц и стал молиться на латыни, и тогда Ворон оборотился земляным холмом, но за ним следовала Змея, уже закончившая бой с солдатами и сжигавшая все на своем пути. Погибло много монахов, и только молящийся творил свои молитвы. Когда пламя уже охватило его, он осенил Змею крестным знамением, и та превратилась в другой холм. Легенда гласит, что так индейские шаманы потеряли свою независимость из-за католического заклинания, но придет день, когда холмы снова станут Змеей и Вороном и индейцы обретут свободу.
Легенда о призраке с Аллеи Ручек
Сан-Луис-Потоси – красивый мексиканский город, отличающийся мягким климатом. В XVII-XVIII веках здесь было множество францисканцев, иезуитов и августинцев, строивших свои монастыри и церкви. В 1780 году на потосинской земле поселился один священник-францисканец, приехавший в качестве преподавателя латыни в одной из лучших городских школ. Однажды ему понадобилось выехать в соседнее селение, чтобы купить некоторые вещи и раздать их нуждающимся. Вернулся он поздно, попросил двух работников позаботиться об уставших мулах, а сам отправился спать.
Слуги исполнили просьбу, а когда проголодались и зашли в пасторский дом, то увидели окровавленное тело священника на полу. С криками о помощи работники выбежали на улицу. Городские власти искали убийцу, и, в конце концов, обратили внимание на самих работников. В камерах они давали показания друг против друга и сознались в содеянном, обвиняя священника в плохом обращении. Обвиняемые были повешены, а их руки отрезаны за кражу денег пастора и укреплены перед его домом. С тех пор эта улица носит имя Аллея Ручек (Callejon de las Manitas). Говорят, что здесь также можно встретить призрака грустного священника.
Легенда о пожилом нищем
В 1826 году в Сан-Луис-Потоси появился один пожилой нищий. Звали его Хуан-Кувшин, жил он в огромной брошенной печи и слыл неряхой. Кроме того, он имел репутацию колдуна, прорицателя и человека, хорошо трактующего пословицы и поговорки. Однажды он постучал в дверь адвоката Луиса Баррагана. Дворецкий сообщил нищему, что господин уже отправился почивать. Тогда Хуан сказал слуге, что непременно должен поговорить лично с адвокатом. Дворецкий позвал господина, и во время его беседы с нищим огромная балка с потолка упала в спальне на кровать Луиса со страшным грохотом.
Этот факт усилил славу Хуана. Через несколько лет он умер и был похоронен на городском кладбище. Четыре дня спустя на его могиле появились черные жучки, каждый из которых принес по комочку глины, чтобы слепить кувшин для подаяний, какой был у Хуана. Народ назвал его святым, и в День Мертвых на могилу приносят еду и питье, серебряные монетки и свои фотографии. В историческом центре Сан-Луис-Потоси установлено несколько скульптур, изображающих городского нищего.