Полуостров Юкатан известен сенотами – естественными провалами, заполненными водой. Это карстовые воронки и лабиринты, от возраста которых зависит глубина и строение сенота (они бывают открытые, полуоткрытые и подземные). Майя считали сеноты священными колодцами и использовали их для своих ритуалов и жертвоприношений, что породило множество сказаний и легенд о магических существах и входе в потусторонний мир.
Легенда происхождения Священного Сенота в Чичен-Ица.
Самый известный сенот находится в городе Чичен-Ица. По представлениям майя в нем жил бог воды и дождя Чак, который позднее трансформировался в бога дождя и растущей кукурузы. Есть легенда, что до Чака сенотами и пещерами управляла змея Цукан, и тысячи лет назад случилась великая засуха. Бог дождя должен был отыскать воду для полей с кукурузой, поэтому он оседлал крылатого коня и отправился на поиски.
Тщетно бродил он по земле, грунтовые воды исчезли и сеноты пересохли. Усталый сел он на бревно у пещеры, которое начало внезапно двигаться – это была гигантская змея. Оседлал Чак змею и сказал, что скормит ее своему коню, если та не отвезет его к океану. Рассердилась змея: «Кто ты такой, чтобы управлять мной?!». «Я – бог дождя и твой властелин, вези меня к морю, чтобы морской водой наполнить сеноты, которые сейчас пусты из-за тебя».
Распустила Цукан крылья и поднялась в небо. Прилетев к морю, она была очарована красотой водных просторов, это был первый раз, когда она видела океан. Чак наполнил множество горшков водой и привязал их к змеиному хвосту. Не хотела Цукан возвращаться в пещеры к сенотам, сбросила Чака со спины. Тогда он ударил ее своим кнутом, и пролилась вода тысячью капель на землю. С этого времени змея Цукан была обязана возвращаться к морю, поднимать воду в воздух, которая, проливаясь дождем, наполняла священные сеноты.
Легенда о происхождении белого лотоса и красного кардинала в Чичен-Ице.
Легенда о Никте-Ха – это рассказ, объясняющий мифическое происхождение белых лотосов, красивых водных растений с приятным ароматом, и почему птицы кардиналы поют каждое утро возле сенотов, где растут эти цветы.
Давным-давно жил принц Чак-Цициб, отец которого желал, чтобы сын женился на принцессе из какого-нибудь далекого государства. Никто не знал, что принц был влюблен в Никте-Ха, дочь хранительницы Священного Сенота. Влюбленные встречались у сенота, Никте-Ха была одета в белый ипиль, свободную блузу, а Чак-Цициб – в красную тунику. Каждую ночь принц пел песни своей возлюбленной.
Однажды верховный жрец застал их, и, не желая видеть девушку низшего звания женой правителя, он задумал уничтожить ее, также он предупредил отца принца об отношениях сына с девушкой. Чак-Цицин послал слугу к Никте-Ха с просьбой бежать и тайно вступить в брак, но коварный жрец убил посланника. Видя, что слуга не возвращается, принц отправился к сеноту, где встретил возлюбленную и обнял ее. В этот момент верховный жрец пустил отравленную стрелу, которая попала девушке в сердце, и ее безжизненное тело упало в воду. Принц, не сдерживая горе, умолял богов забрать его с ней, и тогда Чак, бог воды, превратил тело Никте-Ха в чудесную кувшинку, а Чак-Цицина – в красную птицу кардинала.
Легенда о происхождении сенота Ишлака возле г. Мерида в Цибильчальтун.
В 15 км к северу от Мериды есть археологический памятник Цибильчальтун, одной из достопримечательностей которого является сенот Ишлака (Cenote Xlacah), где можно купаться круглый год.
Предание гласит, что некогда один старец постучал в дом своего сына, чтобы попросить еды, но, не смотря на достаток, тот отказал отцу в помощи. Увидев это, бог дождя принял облик старца и также постучал в этот дом, но потерпел неудачу. Чтобы наказать неблагодарных детей, наслал Чак дождь и молнии на их жилище, которое вскоре под ударами ушло под землю, и образовался сенот Ишлака. В XVI веке в центре Цибильчальтуна францисканские монахи поставили часовню, покровительницей которой была Святая Урсула.
Через некоторое время приход был перенесен в селение Чаблекаль, и чтобы задобрить дух сенота, отождествляемый новообращенными со Святой Урсулой, в покинутом здании часовни жители селения оставили маленькую девочку, отражая тем самым древнюю практику жертвоприношения в обмен на благосклонность.