Майя всегда жили в сакрализованном мире – искали субъективное и символичное, пытались постичь тайну вещей, невидимую, но являющуюся реальной. Все их отношения с природой, работой, сексуальностью были пронизаны сакральными чувствами, даже прием пищи не считался физическим явлением, необходимым для организма, а священным процессом.
В числе продуктов питания, используемых по сей день в ритуальных церемониях, на первом месте стоит кукуруза, символизирующая жизнь и плодородие, а также несколько напитков.
Легенда о происхождении ликера Иштабентун, медового напитка
Фольклор Юкатана сохранил легенду о происхождении ликера Иштабентун, медового напитка, похожего на анисовый. Название его переводится как «запутанные лозы, растущие на камнях». Согласно легенде, в древности на Юкатане жили две женщины, Иштабай и Утц-Колель.
Первая из них имела репутацию продажной женщины, дававшей тело для незаконной любви. Она была красива и встречалась со всяким, кто ей нравился. Однако если кому-то было необходима ее помощь, она ее оказывала немедленно. Кроме того, Иштабай распродала свое имущество для ухода за больными и животными. Люди не любили ее и оскорбляли публично.
Утц-Колель была полной противоположностью Иштабай — хорошо одета, из добродетельной семьи, но никогда не помогала ни больным, ни бедным. Чистота ее была холодна, а гордость – самым большим достижением. Однажды люди заметили, что Иштабай несколько дней не выходит из дома. По воздуху разносился сладкий приятный запах, люди последовали ему и пришли в дом Иштабай, где нашли ее мертвое тело, источающее дивный аромат. Утц-Колель заявила, что все это проделки злых духов, от такой женщины не может быть приятного запаха, и когда она умрет, то запах будет еще лучше и тоньше.
После похорон Иштабай могила покрылась белыми цветами, а после смерти Утц-Колель только грифы слетелись на запах гниющего тела и на могиле выросли колючие кактусы цакам. Гнев охватил душу Утц-Колель, и она вернулась в мир живых, чтобы соблазнять и губить сердца мужчин. Теперь она живет в джунглях и иногда ее видят, расчесывающую волосы кактусом.
Мораль этой легенды заключается в том, что истинная добродетель исходит от сердца. Из белых цветов с могилы Иштабай стали готовить дивный напиток, кружащий голову так же, как и эта женщина при жизни.
Напиток Бальче – «священное вино» майя
Бальче – «священное вино» майя, получаемое путем ферментации растения лонхокарпус, также называемого бальче, с добавлением меда и кукурузы. Его подносили в жертву богам и алушам, мифическим озорным существам, похожим на гномов или эльфов.
По легенде, когда царь Чичен-Ица, Канек, убежал с принцессой Сак-Никте, принц Ушмаля, Улиль, хотел жестоко им отомстить. Канек с Сак-Никте обнаружили дерево бальче, по которому из сот стекал мед. Из коры этого дерева и меда на чистой дождевой воде они приготовили чудесный напиток с восхитительным вкусом, уговорили Улиля отложить битву и попробовать этот напиток. Тот согласился и был поражен необыкновенным вкусом и свойствами бальче. Он согласился подарить жизнь беглецам в обмен на рецепт чудного вина.
С приходом испанцев и христианской религии католические священнослужители пытались остановить употребление «священного вина», дабы прекратить языческие обычаи, но болезни и смерти были обыденным явлением, и коренное население не могло отказаться от традиции «очищаться» древним способом.
Напиток Сака – священный напиток из зерна кукурузы.
Сака – священный напиток из зерна кукурузы, вымоченного в щелочном растворе, и меда. У майя есть миф о происхождении людей, в котором говорится о Пернатом Змее, желающем создать существ с сердцами и разумом. Первые его попытки не увенчались успехом, но затем он создал людей из измельченной желтой и белой кукурузы, поэтому любой кукурузный продукт считается священным, а плоть человека и плода кукурузы равнозначными.
Напиток сака используется для подношения богу дождя Чаку во время обработки полей, посева, прополки и сбора урожая кукурузы, чтобы тот помогал сельскому хозяйству, а также защищал лесных животных, которым тоже необходима дождевая вода.
Церемония жертвоприношения майя богу Чаку.
Церемония Ча-Чак представляет собой один из интереснейших ритуалов и туристических достопримечательностей Юкатана, когда собираются только мужчины из общины, чтобы приготовить сака и поднести Чаку вместе с жертвенными курами и хлебами.
Значение какао для народов майя.
История культивации какао в Мексике насчитывает более 4000 лет. Для майя оно символизировало физическую силу и долголетие, использовалось не только для приготовления шоколадного напитка, но и как расслабляющее и восстанавливающее средство и афродизиак.
Богом какао был Эк-Чуах, чье имя означает «черный скорпион», в мифологии ацтеков покровителем какао считался Кетцалькоатль, который подарил его людям в награду за любовь и верность. Адаптированная майянская легенда гласит, что Кукулькан дал дерево какао мужчинам, когда закончил создание человечества из кукурузной муки при помощи богини Ишмукане, чтобы те каждый год чествовали своего бога жертвоприношениями.
Эк-Чуах стал покровителем плантаций какао благодаря тому, что изначально он был богом войны, разрушения и торговли, защитником купцов, самым ценным товаром и валютой которых были какао-бобы. Ежегодно майя праздновали дни Эк-Чуаха и приносили в жертву животных, которых клеймили с помощью какао. Один из таких фестивалей проходил в течение месяца муана по майанскому солнечному календарю, что соответствует середине января.