В юго-западной часть Мексики, между штатами Оахака, Веракрус и Табаско, государственной границей Гватемалы и Тихим океаном, располагается Чьяпас. Первой культурой, появившейся в этом регионе, была мокайя, наименование которой переводят как «люди кукурузы». Эту культуру сменили ольмеки, давшие начало цивилизации майя, потомки которой в настоящее время представляют 56 этнических групп. Каждая группа имеет собственные традиции и фольклор, сохраняющие яркую самобытность.
Загадка Красной Королевы из города Паленке, штат Чьяпас.
На северо-востоке штата главной археологической достопримечательностью являются руины большого города, условно называемого Паленке, политического центра майя, расцвет которого пришелся на 600-800 годы нашей эры. В 1994 году во время проведения раскопок была обнаружена погребальная камера с саркофагом без каких-либо опознавательных символов. Останки из саркофага назвали Красной Королевой – до сих пор невыяснено, по какой причине внутри саркофаг и кости были ярко-красного цвета, а скелет имел посмертную маску, сделанную из 280 кусочков нефрита и ракушек, похожих на затычки для ушей.
Красную Королеву в мир иной сопровождали двое – мальчик лет восьми и девушка 25 лет, а также россыпи жемчуга и полудрагоценных камней. Открытие сопровождала легенда о том, кем же была Красная Королева. Многие считают, что она была женой Пакаля II Великого. Ее череп был деформирован болезнью, поэтому она была вынуждена носить маску и головной убор из перьев кетсаля. Взгляд ее был печален, потому как она знала о своей близкой кончине, и не могла видеть, как ее муж будет повергать врагов своих. Пакаль II Великий совершил беспрецедентный поступок – устроил женскую могилу в храме, куда поместили тело его умерщвленной жены, которая не могла более терпеть боли. Ее смерть оплакивали всей империей, это был 672 год.
Поверья о злых и добрых духах у народов майя из штата Чьяпас.
В поверьях жителей штата присутствуют существа, называемые чанеке. Это небольшие эльфы или духи, голые, четвероногие, с длинными ушами, обитающие в воде, реках, родниках. На языке майя их название означает «живущие в опасных местах», из чего следует полагать, что это силы подземного мира, носящие агрессивный характер. Они могут завлекать людей, и особенно детей, в лес, также отнимать человеческую душу, и, если не провести специальный ритуал для ее возвращения, человек может погибнуть. Чанеке происходят от бога земли Чанеко, который появился после сотворения мира, был ответственен за все живое, поэтому создал этих существ для защиты воды, растений и животных. Майя полагают, что особенно агрессивны чанеке именно в штате Чьяпас, они выбирают своей жертвой мальчиков, имеющих много братьев, и выкрадывают их. Помогают прогнать эльфов ожерелья из орехов и речных камней.
У народа чамула, ветви майя, живущей в Чьяпасе, существуют два вида тотемных животных. Центральный – тот, который определяет человека, внешний – направляющий и защищающий. Душой человека, способного превращаться в свое тотемное животное, является чалель – недобрый дух, неразрывно связанный с человеческим телом. Бывает четыре типа чалелей.
Пукух, черный чалель, ворует еще нерожденных младенцев из чрева матери. Кибаль является непочтительным духом, который забывает своих богов и угнетает население. Дух икаль подобен кибалю, вместе они борются против Солнца и Луны. Самым сильным и старшим чалелем называют постома, который сам возомнил себя богом. Чалель имеет человекоподобный облик, покрыт волосами и умеет летать благодаря своим крыльям. Он может быть невидимым, а может казаться огненным шаром, шаровой молнией. Чалели свирепы и сметают всех со своего пути.