Мексиканский штат Кампече, без сомнения, является уникальным регионом. Каждый его уголок представляет объект туристической привлекательности — от сенотов, лагун и тихих пляжей с мангровыми зарослями до колониальной архитектуры городов и затонувших возле прибрежных коралловых рифов испанских галеонов. До прихода европейцев территория штата, как и всего Юкатана и части соседней Гватемалы, принадлежала цивилизации майя, оставившей многочисленные археологические памятники и богатое фольклорное наследие.

Особенности празднования Дня Мертвых в Кампече.
Традиция празднования Дня Мёртвых в Кампече основана на обычаях майя почитать своих усопших определённым образом, что особенно сильно выражено в Хесельчакане, северном муниципалитете штата, и небольшом городке Помуч. Большая часть домов этого простого поселения выстроена из резных камней близлежащего археологического комплекса Шкочак, но всемирную известность ему принёс сохранившийся до наших дней древний майянский ритуал извлекать кости умерших, промывать их и восстанавливать лица – Ханал Пишан.

Словами «Ханал Пишан» майя обозначали традиционную пищу, приготовленную для вернувшихся из вечного путешествия душ родственников и близких, которым даётся разрешение раз в год навещать мир живых. Этот период длится с 31 октября по 2 ноября, и каждый день имеет своё наименование: Мехен Пишан – день детей, Нохоч Пишан – день взрослых и Ханал Пишанооб – посещение кладбище.

Приготовления к празднику День Мертвых в Кампече.
Готовиться ко Дню Мёртвых начинают заранее, поэтому ещё летом сеют бархатцы, которые, если верить поверьям, помогают душам отыскать свой дом, и вышивают скатерти для алтарей. Алтари устанавливают в главном помещении дома, украшают вышивкой, ладанами и свечами, фотографиями усопших, цветами и размещают на нём игрушки для детей, сладости и фрукты, а для взрослых – традиционные кушанья, спиртные напитки и табачные изделия. На праздничном столе семьи обычно присутствуют атоле, посоле и танчукуа, то есть кукурузные и шоколадные напитки, а также пибипольо – блюдо из кукурузной муки и куриного мяса, приготовленное, как правило, под землёй в специальном углублении.

Ещё одним традиционным моментом Дня Мёртвых является выпечка сладкого хлеба в виде черепов, однако в городе Помуч в эти дни можно увидеть черепа настоящие. Ритуал зародился после падения Чичен-Ица в общине Тошпомуч и заключался в раскапывании могил и мытье костей в знак того, что усопшего до сих пор любят и помнят. Укоренившийся в XVII веке католицизм не смог противостоять древним обычаям, языческим богам смерти и представлениям о внеземном бытии, поэтому в настоящее время обряд промывания костей продолжает существовать.

Перед ритуалом женщины вышивают покрывала разноцветными узорами и инициалами умерших – они должны служить в качестве новой одежды. Затем, 2 ноября, если со дня смерти прошло не менее трёх лет, останки извлекаются, моются и складываются на расшитое покрывало в небольшом деревянном ящике, который помещается в общей кладбищенской бетонной стене. Важно проводить обряд омовения и собирать всю семью вокруг праздничного стола каждый год, иначе, по поверьям, душа больше не возвратится.
