Мексика является страной с древними самобытными традициями, выражающимися в танцах, светских фестивалях, религиозных праздниках, кухне и всем том, что воплощает культурное наследие нации, взаимосвязь коренных народов с их землей, их видение и понимание мира. В этом ключе особое значение приобретают народное декоративно-прикладное искусство и ремесла, берущие начало в захватывающей космогонии цивилизаций майя и ацтеков и преобразовавшиеся в течение веков под влиянием колонизации и европейских художественных школ XIX-XX веков.
Настоящий каталог мексиканских ремесел чрезвычайно богат и красочен; в зависимости от региона он включает производство сувениров и изделий из дерева, глины, шерсти, стекла, металлов, картона, кости, кораллов и других материалов, которые доступны мастерам, помогающим сохранить национальную культуру. Ниже представлены Топ 10 сувениров из Мексики. (также читай статья «Шопинг в Мексике»)
Сомбреро (sombrero)
Список традиционных народных промыслов возглавляет производство сомбреро – красочных широкополых шляп, украшенных ручной вышивкой. Первоначально подобные шляпы из кроличьей кожи использовались наездниками и погонщиками скота для защиты от солнца во время объезда сельскохозяйственных угодий и пастбищ. В XIX столетии головные уборы изготавливались из шерсти и начали использоваться для дополнения праздничных костюмов, благодаря чему в их дизайне появились декоративные элементы, золотистые или серебристые шнуры. С течением времени нарядные сомбреро стали неотъемлемой деталью костюма марьячи, дав внешнему виду музыкантов неповторимое очарование и элегантность.
Плащи серапе (sarape)
Изготовление серапе, шерстяных плащей, является типичным ремеслом города Сальтильо в штате Коауила. Известно, что подобные накидки из джутовой ткани в доиспанскую эпоху носили и мужчины, и женщины, заворачиваясь в них холодными ночами, как в одеяло, и перебрасывая через плечо в жаркое время. В XVIII веке, с появлением ткацкого станка, сырьем для серапе служили шерсть и хлопок. Традиционная конструкция изделия – накидка прямоугольной формы, украшенная бахромой. В настоящее время существует множество видов серапе, различающихся декоративными элементами, вышивкой, геометрическими и зооморфными узорами и цветами, среди которых преобладают темные тона, дополненные яркими желтыми, красными, синими и зелеными красками.
Керамика из черной глины (artesania de barro negro)
Неповторимый народный промысел, ставший эмблемой штата Оахака, – гончарное ремесло, производство керамических изделий из черной глины. В доиспанкие времена коренные жители центральной долины Оахаки (сапотеки и миштеки) из глины делали кастрюли, кувшины и прочую домашнюю утварь, а в 50-е годы XX века в городе Сан-Бартоло-Койотепек в 16 км к югу от столицы штата появилась гончарная мастерская донны Розы, давшая начало широко известному ремеслу. Эта мастерица впервые обнаружила, что можно изменить свойства традиционного сырья, цвет и его насыщенность, путем обжига в атмосфере с меньшим количеством кислорода. Получаемые с помощью этой технологии изделия обладают не только особенным блеском полировки, черным цветом, но и чистым звенящим звучанием, издаваемым при постукивании.
Талавера (talavera)
Талавера – вид расписной майолики, характерной для Пуэблы, куда в XVI столетии испанскими переселенцами было завезено арабское искусство обжига керамики, нашедшее развитие в городе Талавера-де-ла-Рейна. Качество глины в Пуэбле оказалось идеальным для производства керамической плитки, используемой для облицовки храмов, монастырей и гражданских строений. В цветовой гамме изразцов преобладал белый фон, на который наносились рисунки синих, желтых, черных, зеленых, оранжевых и сиреневых оттенков. Современные мастера, работающие в технике талавера, производят не только керамическую плитку, но и предметы религиозного культа, блюда, кувшины, вазы и другие декоративные изделия.
Фантастические игрушки алебрихе (alebrijes)
Алебрихе – самое экстравагантное мексиканское искусство нового периода. Название этого ремесла связывают с именем торговца картоном Педро Линаресом, который с 1936 года начал делать из папье-маше яркие фигуры фантастических существ, словно пришедших из других миров. Работы Линареса привлекли внимание владельцев художественных галерей Риверы и Кало, а затем и многих мастеров, продолживших необычное ремесло. В 80-х годах искусство алебрихе было перенесено на обработку дерева, дав новую линию развития этому ремеслу.
Мексиканские маски (mascaras)
С незапамятных времен частью мексиканской культуры являются маски — важный элемент костюмов для различных церемониальных танцев. В колониальную эпоху с пришествием католицизма маски приобрели иное значение, так как с их помощью евангелисты пытались преподать ацтекам основы католической религии. После обретения Мексикой независимости искусство создания масок развивалось как направление популярной культуры. В нем отображалась художественная эстетика коренных народов, христианства и революции. Сейчас, как и века назад, маски по-прежнему используются во время проведения праздников и фестивалей. Они изображают известных людей, сверхъестественных существ, животных, абстрактные понятия. Материалами служат дерево, глина, папье-маше, ткань, а декорируются изделия кукурузными зернами, конским волосом, рогами и рисунками различных мотивов. (купить маски можно при посещении экскурсии «Чичен-Ица 5+», смотри здесь)
Мужская рубашка гуайаявера (guayabera)
Гуайаявера (мужская рубашка) – легкая одежда крестьян полуострова Юкатан с тесными рядами нашитых складок и нагрудными карманами. Она очень удобна для тропического климата. Как полагают, ее название появилось благодаря сбору гуавы, которую рабочие складывали в глубокие карманы. Есть еще одно предположение о происхождении покроя гуайаверы: в XVIII столетии в городке Санкти-Спиритус была мастерская портного, разработавшего дизайн удлиненных мужских рубашек с карманами для сигар. Таким образом, постепенно гуайавера стала одеждой высших социальных слоев. А столицей моды – город Мерида, где производят данный тип рубашек из хлопчатобумажной, льняной, шелковой и синтетической тканей.
Женская туника уипиль (huipil)
В отличие от гуайаверы, уипиль является просторной женской блузой или туникой, расшитой вручную растительным орнаментом. В индейском костюме уипиль представлял белое платье из куска ткани, сшитой по бокам и с прямоугольными прорезями для рук и головы. Вышитый рисунок вокруг шеи символизировал древнее мировоззрение коренных народов на предназначение женщины как основы Вселенной. С приходом европейцев и новых взглядов на одежду производство уипиль заметно угасло, и этот предмет женского гардероба был вытеснен из повседневного обихода. Как правило, его стали использовать во время торжественных мероприятий и церемоний, религиозных праздников, свадеб и похорон. Наиболее распространенный материал – шерсть, но также данные туники шьются из хлопка, шелка и парчи. В современной Мексике уипиль более всего распространен в штатах Оахака, Чьяпас, Пуэбла, Мичоакан и на полуострове Юкатан.
Женская шаль ребосо (rebozo)
Ребосо – еще один элемент традиционной мексиканской женской одежды. Это широкая шаль, изготовленная из шерсти или хлопка. Кустарное производство ребосо возникло в штате Сан-Луис-Потоси в 1764 году из потребности женщин прикрывать голову в храмах. С тех пор является самым представительным ремеслом региона. Процесс изготовления шали вручную занимает от 30 до 60 дней. Состоит из 15 этапов — от прядения нитей до декоративной обработки. Готовое изделие женщины используют в повседневной жизни, во время праздничных танцев, а также в качестве слинга для маленьких детей, причем в последнем случае ребосо пользуются и мужчины.
Мексиканские игрушки ручной работы (juguete artesanal)
Еще одно интересное направление мексиканского народного искусства – изготовление игрушек. Несмотря на то, что спрос на игрушки, сделанные вручную, заметно упал, они продолжают присутствовать на ремесленных рынках. Яркие и красочные, эти игрушки сразу привлекают внимание изобретательностью мастеров, создающих настоящие шедевры – бильбоке, тромпо, трещотки и волчки, сделанные из дерева, ткани или бумаги.