fbpx

День 25: Яшчилан и Бонампак

Город, затерянный в лакандонских джунглях
Я хочу получить
*полную информацию вам предоставит менеджер
Предложение ограничено по времени:
29 октября 23 часов 59 минут
Нажимая на кнопку «получить прайс-лист», я даю согласие на обработку данных и соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности.

День 25: Яшчилан и Бонампак

На территории штата Чьяпас в густых джунглях затерялись руины древних городов майя. Их посещение и вошло в программу 25-го дня нашего тура.

Развалины Яшчилана открыли еще в первой половине XIX века, но только около 20 лет назад в окрестностях проложили шоссейную дорогу. До этого события попасть в город можно было только самолетом или на лодке. Но и сейчас часть пути нужно преодолеть на лодке, плывя по реке Усумасинта, вдоль которой растянулся Яшчилан. Это придает дополнительных ощущений путешествию: река живописная, и туристы могут любоваться ее видами. В окрестных джунглях обитает много диких обезьян и тропических птиц.

Дорога с древнему городу Яшчилан по реке Усумасинта
Дорога с древнему городу Яшчилан по реке Усумасинта

Яшчилан основали около 320 года, когда на трон взошел Йат-Балам, основатель династии, достигшей наивысшего могущества в VIII веке. В долине Усумасинты город доминировал, подчинив себе другие центры майя, вел даже войну с Паленке. Но уже в начале IX века династия прекращает существование, и город сходит с исторической арены.

Обезьяны-ревуны, обитатели города Яшчилан
Обезьяны-ревуны, обитатели города Яшчилан

Вход в город осуществляется через узкий длинный коридор. На территории сохранились руины многих построек. В стенах видны дверные и оконные проемы, сверху – характерные гребни. На камнях высечены рисунки, отражающие, главным образом, верования индейцев и их военную историю. В Яшчилане сформировалась своя скульптурная школа, представители которой искали себя в композиции. Для городских рельефов характерны приземистые человеческие тела с непропорционально большими головами. Правда, большинство рельефных изображений вывезено в Мехико и представлено в Национальном антропологическом музее, но и в городе осталось несколько десятков стел с рельефами.

Руины города Яшчилан
Руины города Яшчилан

На стелах, кроме рисунков, можно видеть иероглифы. Иероглифическое письмо майя расшифровано, так что знатоки прочтут на камнях много интересного.

Строительная техника обитателей Яшчилана была довольно высокой. Многие сооружения выполнены из крупных монолитов, обработанных и точно подогнанных друг к другу. Остатки краски на стенах указывают на то, что город представлял собой яркое и пестрое зрелище. Яшчилан знаменит и самым длинным в древнем мире мостовым пролетом длиной около 180 метров. Мост висел на двух конопляных веревках и до сегодняшнего дня сохранился лишь фрагментарно.

Большой Акрополь древнего города майя Яшчилан
Большой Акрополь древнего города майя Яшчилан

По длинной каменной лестнице поднимаемся к Дворцу. Это – центральное в комплексе, многоэтажное сооружение с рельефными рисунками на фасаде. Рядом с Дворцом – руины других зданий, молчаливо встречающие путешественников.

На самой высокой точке майянского города Яшчилан
На самой высокой точке майянского города Яшчилан

В 25 км южнее Яшчилана, на границе с Гватемалой, в середине ХХ века открыли руины еще одного города майя – Бонампака. Первооткрывателем города стал американец Джайлс Хили, снимавший фильм о племени лакандонов. Он заметил, что некоторые мужчины племени периодически покидали деревню на несколько дней, и выяснил, что они уходили в джунгли для осуществления священного ритуала. Хили упросил индейцев провести его туда, в результате чего он оказался в древнем городе Бонампаке. Вскоре начались раскопки, в ходе которых археологи установили возраст поселения и определили, что в VII-IX вв. город был столицей царства Шукальнах.

Пирамида с акрополем на вершине и фресками, город Бонампак
Пирамида с акрополем на вершине и фресками, город Бонампак

Бонампак поражает величественным памятником майяской архитектуры – Храмом фресок. Благодаря хорошей сохранности самого комплекса почти нетронутыми оказались фрески, украшающие стены храма внутри. Их общая площадь составляет 144 кв. м. Основная тематика росписей – танцевальный ритуал, жертвоприношения женщин, правитель, суд, военные сцены. Фрески стали не только выдающимся памятником искусства Америки доколумбового периода, но и ценным историческим источником, позволяющим установить социальную структуру, особенности верований, быта и искусства общества майя второй половины I тысячелетия.

Настенные мурали первого Храма Фресок города Бонампак
Настенные мурали первого Храма Фресок города Бонампак

Помимо Храма фресок, в Бонампаке сохранились развалины других зданий, стел, скульптур. На центральной площади города установлены несколько декоративно украшенных стел из обсидиана. На одной из них изображена сцена бракосочетания правителя Бонампака и его невесты из Яшчилана, Бонампак в VIII в. находился под его влиянием. Как и на фресках Храма, на стеле можно видеть сцены ритуального кровопускания.

Город Бонампак в переводе означает Раскрашенные стены. Фрески в Храме Фресок
Настенные мурали города Бонампак, штат Чиапас
Вы уже уходите? А у нас есть полезные презенты для всех собирающихся в Мексику!

Получить прайс-лист и книгу в подарок

Получи прайс-лист и книгу в подарок «100 и более советов по отдыху в Мексике»!

Получить прайс-лист и книгу в подарок